Foto

История госпожи Екатерины из Украины

17/04/23 | Článek

Война поделила жизнь сегодняшней нашей героини на «до» и «после»... Знакомьтесь: Екатерина Зайцева – журналист из Харькова. Екатерина работала и жила со своей семьей в большом и красивом городе на Востоке Украины. Казалось, это навсегда, ничто не помешает спокойной размеренной и, главное, мирной жизни. Муж и две прекрасные дочки (одна уже школьница, а другая – совсем малышка, ходила в детский сад), любимая работа на местном телевидении, где Екатерина редактировала программы, снимала ролики и сюжеты. Выходные, проведенные вместе с семьей, походы в парки, театры, катание на лошадях… Путешествия по своему региону и, иногда, в другие страны…Обычная жизнь, которую, как оказалось, могут отобрать за секунду

Все это было… До 24 февраля 2022 года…

24 февраля 2022 года.

Еще темно, но небо освещается вспышками ракет, слышны сильные взрывы. Их много. Семья проснулась от этих вспышек и взрывов. Харьков одним из первых попал под удар.

Еще не верится. Ведь такого не может быть, правда? Мы же живем в ХХІ веке! НО… уже к вечеру мы все свыкнемся со словом «война»…

Информации нет. Только через пару часов по телевизору начинают что-то говорить, поступают страшные новости. Семья Екатерины будет еще месяц жить под обстрелами в Харькове и слушать такие же новости. А потом здесь, в Чехии опасаться открывать новостные сайты, чтобы не узнать, что случилось что-то непоправимое. Но самые страшные новости были тогда, 24 февраля. Наверное, потому, что это были первые новости – те, в которые люди отказывались верить.

Харьков уезжал. Говорят, машины стояли по пятнадцать часов, чтобы только выехать за пределы города. Местный железнодорожный вокзал был переполнен. Люди ехали по 10-15 человек в одном купе. А ракеты продолжали лететь и взрываться: Харьков всего в 40 километрах от границы с Россией.

Квартира стала похожей на бомбоубежище: окна заставлены мебелью, семья все время находились в прихожей или в ванной, подальше от окон. Так прошел месяц. По ночам мы слышали, как самолеты пролетали над домом, а потом не очень далеко звучали сильные взрывы, от которых дрожали окна.

Зашел разговор об отъезде. Муж настаивал. Екатерина не хотела.

Ночи превратились в какой-то кошмар: каждые час-полтора – новые атаки, взрывы. Днем на улицы города прорывались российские диверсанты на технике. Несколько раз недалеко от дома шли уличные бои. Но хотелось, очень хотелось верить, что это все закончится…

Первые дни очень тяжело было со снабжением. Бензин, продукты, даже хлеб – все стало редкостью. Потом, как будто, чуть наладилось. Но взрывы звучали теперь практически все время.

Дети просились на прогулку. Несколько раз получалось выбрать относительно спокойный промежуток. Это прогулка на 15 минут, возле дома, чтобы была возможность забежать в подъезд. 

И еще один дефицит – лекарства. Это исчезает почти сразу, и нет никакой возможности их купить. В очереди в аптеку можно было простоять 5-6 часов, а потом узнать, что сегодня аптека не откроется. Спасибо друзьям: когда старшей дочери понадобился антибиотик, помогли.

Кстати, знаете, что такое радость? Это достаточно просто. Если удается купить три десятка яиц, если взяли много хлеба и можно сделать сухари – все это радость. Когда тебе достают необходимое лекарство для ребенка – это огромная радость.

А еще, оказывается, рядом живут очень хорошие люди. Да, правда! Большинство помогает друг другу: искренне, от чистого сердца, часто просто так, безвозмездно. Ты можешь почти не знать человека, но он тебе поможет. Ведь сейчас все должны помогать друг другу, поддерживать…

К середине марта стали стрелять чаще. И ближе. Муж Екатерины выезжал на работу и попал под обстрел. Он не рассказывал, что там было. Но стало очень четко понятно: каждый следующий обстрел может стать последним. И еще слухи, что россияне могут применить химическое оружие. Теперь Екатерина знает, чем отличается «зарин» от «замана», когда нужно пригибаться к земле, а когда взбираться на возвышенности. В интернете прочла, на всякий случай. А заодно и насмотрелась на фото отравленных детей в Сирии – там россияне применили такое оружие несколько лет назад. Это, наверное, стало последней каплей.

Решили ехать. Это 24 марта – ровно месяц с начала войны. Муж остается в Харькове. А Катя с двумя детьми уезжает. К тому времени уже большая часть жителей Харькова выехали. На вокзале было людно, но не настолько, как в первые дни. Все были в шоке: по пути на вокзал видели, во что бомбардировки превратили любимый город.

Дальше дорога. Сложно, но терпеть можно. Уже 27 марта были здесь, в Чешской Республике.

Так началась новая жизнь. Поиск жилья, адаптационная группа, курсы чешского… Очень много забот. И все сама.

Скоро 10 месяцев, как Катя с двумя дочками здесь, в Чехии. Дети ходят в школу, обзавелись подружками. Музеи, театры, парки, костелы, зоопарк и, конечно же, планетарий – каждый выходной все вместе гуляют по Праге. А по вечерам рассказывают по телефону папе, который до сих пор там, в Харькове, что видели, что узнали нового. Это если есть связь. А ее может и не быть, если очередная ракета попала в электростанцию и весь когда-то полуторамиллионный город остался без электричества.

Дети мечтают, что обязательно покажут отцу, когда он сможет приехать, Вояновы сады, куда семья ходит посмотреть на павлинов, музей Наперстка и Черный театр и еще много-много чего. А Катя просто мечтает прижаться к мужу.

Сейчас Екатерина сотрудничает с одним благотворительным фондом: пишет статьи для Инстаграма и Фейсбука. И, конечно же, учит чешский язык на курсах. Чехия гостеприимно приняла ее семью. Люди здесь добрые и отзывчивые. Но как бы хотелось домой!

Во время таких испытаний люди начинают по-другому смотреть на многие вещи. Екатерина особо четко поняла, что нужно научиться находить маленькие радости каждый день. Недавно, возвращаясь с прогулки с дочками, Екатерина увидела на небе сразу две радуги. Это было прекрасно. Есть поверие, что когда на небе радуга нужно загадать желание. Екатерина говорит, что желание загадала.

И мы пожелаем семье Зайцевых, что бы их заветное желание обязательно сбылось.

Článek vznikl v rámci projektu „Migrantky mezi ženami“ v realizaci Sdružení pro integraci a migraci, o. p. s., za finanční podpory Úřadu vlády České republiky, a byl kofinancován v rámci projektu „Safety and wellbeing for refugee and migrant women among us" podpořeného z dotace International Rescue Committee (IRC).

Názory vyjádřené autory nutně nemusí odrážet názory IRC. Výstupy projektu nereprezentují názor Úřadu vlády České republiky a Úřad vlády České republiky neodpovídá za použití informací, jež jsou obsahem těchto výstupů.

Komentáře

Zatím nikdo nekomentoval

Přidat komentář

Tento blog vznikl v rámci projektu „Ženy na vedlejší koleji (?)“, který podpořila Nadace Open Society Fund Praha z programu Dejme (že)nám šanci, který je financován z Norských fondů. Projekt realizoval Sdružení pro integraci a migraci (SIMI) ve spolupráci s FHS Univerzity Karlovy v Praze a Universitou Bergen v období let 2014 - 2016. Od roku 2016 je správa blogu částečně podpořen z prostředků státního rozpočtu ČR v rámci dotace Úřadu vlády ČR z programu Podpora veřejně účelných aktivit nestátních neziskových organizací v oblasti rovnosti žen a mužů, a to v rámci série projektů "Migrantky mezi ženami". V roce 2017 probíhala správa blogu za spolufinancování z projektu „Migrant women among us“, podpořeného v rámci programu ENAR National Projects a financovaného z prostředků Joseph Rowntree Charitable Trust a dále z projektu „Migrant Women among us“, realizovaného v rámci regrantovacího programu projektu LADDER – Local Authorities as Drivers for Development Education & Raising awareness, realizovaného organizací ALDA– the Association of Local Democracy z podpory Evropské unie. Názory vyjádřené na těchto stránkách jsou v plné odpovědnosti Sdružení pro integraci a migraci, o.p.s. a v žádném případě neobsahují stanoviska Evropské unie, nebo ALDA.