Foto

Разговоры с беженками: Дом в Мариуполе

22/08/22 | Článek

С первых дней войны в Украине наша организация SIMI занимается помощью беженцам и беженкам. Мы расширили наши услуги и помимо привычной консультационной деятельности занимаемся поиском жилья для беженцев и беженок в Праге, а также сопровождаем их при решении различных вопросов, закрывающих их потребности. Для этого мы привлекли большое число волонтеров, в том числе и тех, кто говорит по-украински или по-русски. Во время общения с клиентками наши волонтеры столкнулись, помимо прочего, с историями, которые свидетельствуют о негативном опыте и сильных эмоциональных переживаниях беженок во время войны. Волонтерка Алина, студентка кафедры гендерных исследований, записала для нас отрывки из некоторых разговоров, которыми мы делимся с вами в серии статей в чешской и русской версиях.

Алина помогала беженкам из Украины прямо на местах. Это включало и поиск нового жилья для них в Чехии. Так познакомилась Алина с Татьяной, которая приехала в Чехию с сыном-подростком без мужа (ему пришлось остаться в Украине). Алина рассказывает:

Недавно я, как волонтер проекта Uprchlíci vítejte, показывала квартиру на Виноградах женщине из Украины и ее 17-летнему сыну. Владелец на лето уезжает из Праги и предоставил бесплатно свою квартиру беженцам на три месяца. Мы подписали договор, после чего Татьяна - так звали украинку - попросила меня сходить с ней на почту и помочь отправить в полицию письмо о смене адреса. После этого мы еще часа два стояли на Флоре и болтали.

Татьяна - из Мариуполя. Ее мужа не выпускают из Украины, и она не знает, когда увидит его. Квартиру Татьяны разбомбили: когда муж прислал ей видео горящего дома, она плакала. Несколько лет Татьяна с мужем делали ремонт в доме. «Мы тщательно продумывали каждую деталь, потому что делали всё для себя, а не для кого-то. У нас такой замечательный дом получился, нам так хорошо в нем было. Мы думали, что будем там долго жить. А теперь всего этого нет», — Татьяна улыбается, вспоминая свой дом, а на глазах у нее слезы. Далее Татьяна вспоминает, как по выходным они с семьей ходили в кино, а раз в три месяца ездили в Донецк навестить родителей.

Сейчас в Мариуполе вспышка холеры из-за разлагающихся трупов. Русские разворовывают украинские дома. Татьяне повезло: их участок в Мариуполе контролировал дагестанец, который дал свой телефон и сказал: «Если будут воровать или угрожать — звоните». Родня Татьяны звонила этому дагестанцу несколько раз. Однажды ночью, говорит Татьяна, русские напились и стали стрелять куда попало. 

У Татьяны с мужем был бизнес: они продавали технику для птицефабрик. За несколько дней до войны закупили новую поставку техники, потратили все деньги. А продать так и не успели. В результате денег у семьи сейчас нет. Татьяна говорит: «Одну птицеферму, с которой мы сотрудничали, сравняли с землей». Сын Татьяны добавляет: «Денацифировали курей».

Татьяна начинает плакать каждый раз, когда разговор заходит о муже. Она скучает по нему и признается, что ей сложно решать все вопросы одной. Да и поговорить не с кем. «При этом я понимаю, что я еще не в самой плохой ситуации. Сыну уже 17 лет, мы ему уже нашли школу с возможностью трудоустройства. А каково женщинам с маленькими детьми, которые тут одни? Я с ними общаюсь, и мне их очень жалко. Мало того, что стресс из-за войны, так им еще кучу вопросов нужно решать без мужей, в чужой стране, без знания языка: детский сад невозможно найти, приходится сидеть с детьми, из-за этого на работу невозможно выйти», — рассказывает Татьяна.

Татьяна имеет высшее экономическое образование и, к ее счастью, она продолжает работать удаленно на украинскую фирму. Они с сыном посещают курсы чешского, а еще Татьяна записалась на онлайн-курс по IT. «Учитывая, что сейчас происходит в Мариуполе, я не знаю, когда мы сможем вернуться. Стараюсь не думать об этом и делать то, что сейчас в моих силах», — говорит она.

***

О том, как женщины с детьми или без детей переживают различные этапы бегстваот войны, рассказывает наша внештатная сотрудница, социальный антрополог с факультета гуманитарных наук Карлова университета Петра Эззеддин в интервью Denik N

«Они уезжают в чужую страну без мужей. Они не знают, как долго они будут вдали от дома. Они не знают, воссоединятся ли они когда-нибудь с мужьями и со взрослыми сыновьями. Они оставляют дома старых родителей, которые, как правило, не покидают страну. Этим женщинам важно осознавать, что они уехали только на время. Иначе бы они никогда не уехали и не оставили дома половину семьи. В момент, когда они берут детей, оставляют мужей и родителей и покидают разрушенные войной места, они руководствуются определенной «стратегией выживания». Ими движет стресс, страх за свою жизнь и за жизнь детей, у них только одна цель: выжить. Самая большая помощь этим женщинам, как правило, требуется вскоре после того, как они попадают в безопасное место. Многие женщины из бывшей Югославии психически ломались в лагерях для беженцев, когда все страшное фактически оставалось позади. В этот период очень важно, чтобы рядом были психотерапевты или кто-то, с кем можно безопасно делиться своими эмоциями».

***

Článek vznikl v rámci projektu „Migrantky mezi ženami“ v realizaci Sdružení pro integraci a migraci, o. p. s., za finanční podpory Úřadu vlády České republiky. Výstupy projektu nereprezentují názor Úřadu vlády České republiky a Úřad vlády České republiky neodpovídá za použití informací, jež jsou obsahem těchto výstupů.

Tento blog vznikl v rámci projektu „Ženy na vedlejší koleji (?)“, který podpořila Nadace Open Society Fund Praha z programu Dejme (že)nám šanci, který je financován z Norských fondů. Projekt realizoval Sdružení pro integraci a migraci (SIMI) ve spolupráci s FHS Univerzity Karlovy v Praze a Universitou Bergen v období let 2014 - 2016. Od roku 2016 je správa blogu částečně podpořen z prostředků státního rozpočtu ČR v rámci dotace Úřadu vlády ČR z programu Podpora veřejně účelných aktivit nestátních neziskových organizací v oblasti rovnosti žen a mužů, a to v rámci série projektů "Migrantky mezi ženami". V roce 2017 probíhala správa blogu za spolufinancování z projektu „Migrant women among us“, podpořeného v rámci programu ENAR National Projects a financovaného z prostředků Joseph Rowntree Charitable Trust a dále z projektu „Migrant Women among us“, realizovaného v rámci regrantovacího programu projektu LADDER – Local Authorities as Drivers for Development Education & Raising awareness, realizovaného organizací ALDA– the Association of Local Democracy z podpory Evropské unie. Názory vyjádřené na těchto stránkách jsou v plné odpovědnosti Sdružení pro integraci a migraci, o.p.s. a v žádném případě neobsahují stanoviska Evropské unie, nebo ALDA.