Foto

История Полины из Украины

27/11/23 | Článek

Следующая история женщины, жизнь которой изменила война. Познакомьтесь с Полиной, художницей из Харькова. Её несколько суматошную, но счастливую жизнь однажды утром прервали взрывы — город обстреливали. В течение двух недель она узнала, что значит покинуть дом. Несколько месяцев назад Полина нашла безопасный приют в Праге, где узнала о нашей организации. Прочитайте, что пришлось пережить нашей героине во время побега из Украины и как ей живется в Чехии.

Меня зовут Полина, и я приехала из города Харьков, что на Украине. Война встретила меня в постели, как и большую часть украинцев – в 4 утра.

Я жила сама в этот момент в районе города, который всем известен. За 3 дня до начала я опаздывала на работу в загородный гольф-клуб, поэтому взяла такси – нас остановили на блокпосту и проверили документы, что было очень необычно. Но я была так занята своими творческими проектами, что не придала этому большого значения. 21 февраля открылась моя выставка, 27 намечалась вечеринка по закрытию, потому что 26 у меня день рождения. Поэтому я готовилась, заказывала ди-джея и все мысли направила туда. Плюс основная работа, которая тоже забирала время и силы.

На работе за пару дней нам раздали тревожные методички: как себя вести во время взрывов, пожаров и тому подобное. И предупреждение было очень сильное… Но потом тревога как бы затихла. Теперь понимаю – чтобы не было паники. Но все обсуждали вероятность начала войны.

В общем, в 4 часа утра меня разбудил шум, которого я не слышала никогда в жизни. Сон все ещё не отпускал меня, потому что я легла около 2-х, но осознание происходящего отрезвило очень быстро. Как я и говорила, я была одна и мне было страшно и непонятно что делать… Сразу в доме отключилась вся вода и люди стали выходить на улицу, чтобы набрать чистую воду для питья. У нас есть такие контейнеры у домов. Я вышла и, увидев людей, немного успокоилась. У меня были сложенные документы и все. Я понимала, что не могу принимать решения, когда очень сонная, но позвонил друг и предложил забрать меня из города на машине.

Казалось, что стреляли только с моей стороны, достоверной информации не было нигде. Сначала бомбили, потом включалась сирена. От Харькова до границы 30 км – это очень близко… И реакция сирен была запоздалая. Никакой информации достоверной не было долго.

Очень важно в таких ситуациях находиться с близкими. Но я поехала с другом... Ехали мы долго через центр города, потому что было опасно и непонятно, где будет взрыв.

После этого было 10 дней оккупации в частном доме под Харьковом… Мы сидели в подвале почти каждый день. Было холодно и в доме, и в подвале, заклеенные и закрытые окна. Меня пугали, что если попадут в электростанцию, то не будет ни света, ни воды, ни тепла. Продукты заканчивались, в магазины ничего не завозили. По ночам было холодно спать. Я упала на пол и поползла в другую комнату. Я поняла, что меня никто не защитит здесь... И я поняла, что надо уезжать… Этот поселок находился в направлении к русской границе, и пришла информация, что соседний поселок уже в оккупации. Я начала слышать, как кто-то уже «не свой» ходит по территории садового участка. В дом в любой момент могли прийти русские. Я сказала, что оставаться больше не могу, за минуту собрала сумку и сказала, что готова ехать. Сосед этих людей отвез меня на первый перрон вокзала. У меня не было никакой информации, что делать и куда ехать. Я приехала на перрон. Там была тысяча человек. Я сама села в первый поезд и поехала в неизвестность. Мои мама и сестра тем временем тоже ждали поезд, но уехали только через сутки. Встретились мы во Львове. В поезде никто не спал сутки. Это был поезд с маленькими детьми, которые кричали и плакали всю дорогу. Люди спали в проходе и на столах… Паника… Крики… Женщины и дети... Это было страшнее, чем той деревне. Во Львове меня встретил муж моей подруги. Я пробыла там 3 дня, немного пришла в себя. Я понимала, что много людей еще приедет сюда... Мужчин ... Они не могут уехать за границу, а я – да…

Из этих соображений я приняла решение ехать дальше. Мы с сестрой сели в один автобус на Польшу: я вышла в Люблине, а она дальше поехала, её ждали. Наш знакомый жил в Люблине, и я поехала к нему... Пробыв там немного, я пришла в себя… Спокойно поспала, поела. 3 дня у меня была температура, наверное, стресс и холод выходили таким образом. Я не чувствовала боли, но и до конца безопасно и спокойно тоже себя не чувствовала... Слишком близко к границе. После 10 дней в закрытом доме под Харьковом мне хотелось что-то сделать. Я поехала в Варшаву, а потом в Прагу. Мне рассказывал про Прагу сосед, который приезжал работать в Чехию. И я решила поехать и разузнать как там... И только в Чехии я ощутила себя спокойно.

После трех месяцев здесь я с помощью вашей организации нашла жилье, где живу по сей день. У очень хороших людей – профессора медицины и его жены :)

Преподавала украинским детям акварель в рамках проекта «Школа культурной молодёжи». Сама нашла работу в айти-проекте. Но интеграция – это не так просто… Работу я потеряла, не зная языка и менталитета… Сейчас я в поиске работы. 

Немного творчества также удалось проявить. В Праге проходит уже третья выставка моих работ. Первая была в холле театра “Divadlo NA Zábradlí”. Вторая – “Pravda ta Krasa” в галерее «Portheimka» (совместный проект чешских фотографов и украинских художников). Мои работы также можно увидеть в кафе “The Borsch”.

В целом люди в Чехии добрые и спокойные, есть возможность раскрыться и показать себя. Но иногда отчаяние и непонимание захлестывает. Переезд не по плану, наша внутренняя реальность не такая как здесь. Я бы отметила более сильную амплитуду чувств и событий, что переживают украинцы, и от чего мы иногда встречаем непонимание в среде.

Также я прошла курсы чешского уровня А2.

И продолжаю жить и надеяться на лучшее.

Článek vznikl v rámci projektu „Migrantky mezi ženami“ v realizaci Sdružení pro integraci a migraci, o. p. s., za finanční podpory Úřadu vlády České republiky. Výstupy projektu nereprezentují názor Úřadu vlády České republiky a Úřad vlády České republiky neodpovídá za použití informací, jež jsou obsahem těchto výstupů.

Komentáře

Zatím nikdo nekomentoval

Přidat komentář

Tento blog vznikl v rámci projektu „Ženy na vedlejší koleji (?)“, který podpořila Nadace Open Society Fund Praha z programu Dejme (že)nám šanci, který je financován z Norských fondů. Projekt realizoval Sdružení pro integraci a migraci (SIMI) ve spolupráci s FHS Univerzity Karlovy v Praze a Universitou Bergen v období let 2014 - 2016. Od roku 2016 je správa blogu částečně podpořen z prostředků státního rozpočtu ČR v rámci dotace Úřadu vlády ČR z programu Podpora veřejně účelných aktivit nestátních neziskových organizací v oblasti rovnosti žen a mužů, a to v rámci série projektů "Migrantky mezi ženami". V roce 2017 probíhala správa blogu za spolufinancování z projektu „Migrant women among us“, podpořeného v rámci programu ENAR National Projects a financovaného z prostředků Joseph Rowntree Charitable Trust a dále z projektu „Migrant Women among us“, realizovaného v rámci regrantovacího programu projektu LADDER – Local Authorities as Drivers for Development Education & Raising awareness, realizovaného organizací ALDA– the Association of Local Democracy z podpory Evropské unie. Názory vyjádřené na těchto stránkách jsou v plné odpovědnosti Sdružení pro integraci a migraci, o.p.s. a v žádném případě neobsahují stanoviska Evropské unie, nebo ALDA.